Пять способов выучить английский. Какой из них лучше?
статья в журнале "Языкознание", №19, 1995 год, автор Л.Ананьев, кандидат педагогических наук.
Для дела или для удовольствия, но большинству сейчас приходится заниматься английским языком. Но как разобраться во множестве методов, предлагаемых рекламой? Да и трудно ли вообще освоить английский (или другой язык)?
При сравнении с другими народами мы смело можем назвать себя двоечниками: ведь большинство канадцев, швейцарцев. бельгийцев, африканцев наряду с английским или французским свободно говорят кто на немецком, кто на фламандском, кто на итальянском, а кто на суахили. Да и живя в России, люди всех наций овладевают русским - не самым легким из языков! А во многих странах два или даже три языка в ходу на равных, и без любого из них не обойтись в повседневной жизни. Нас сделала "языковыми лентяями" история, но от этого не легче...
Все современные методы обучения направлены на то, чтобы с самого начала освободить учащегося от скованности и боязни общаться на неродном языке. И все же, как выбрать наилучший метод, если вы хотите (или должны) освоить язык?
Здесь нет универсального ответа, и чудодейственных методов тоже нет. Поэтому для того, чтобы вы сами могли сравнить и выбрать наиболее подходящую для вас методику, расскажем о некоторых из них.
1. Индивидуальные занятия
Занятия эти лучше проводить по часу в день один на один с преподавателем, который говорит с вами только на изучаемом языке. По мере необходимости используются телепередачи, видео- и аудиозаписи, пресса,литература.
Назначение. Метод идеален для выработки автоматизма в общении. Рекомендуется тем, кто собрался надолго (навсегда) за границу.
Продолжительность. От 20 до 30 часов в неделю, а всего не менее 50 часов. Более четырех недель подряд мало кто выдерживает.
Плюсы. Очень гибкий метод. Возможность заниматься дома в удобное время. Индивидуальные занятия позволяют установить наиболее полное соответствие между предметом изучения и потребностями учащегося.
Минусы. Дорогостоящий метод. Слишком малые усилия со стороны учащегося, на котором преподаватель сосредоточен полностью. Индивидуальный курс не страхует от риска встретиться где-нибудь за границей с менее терпеливым и внимательным собеседником.
2. Занятия в группе
Возможность заметного прогресса за короткое время благодаря стимулирующему действию группы (6-10 человек). Группа с примерно одинаковым уровнем подготовки формируется с помощью тестов. Возможно использование аудио- и видеоматериалов и прессы.
Назначение. Для любого уровня подготовки и любых целей обучения. Метод хорошо разработан, в частности, для обучения английскому языку технических специалистов.
Продолжительность. Обычно от 40 до 60 часов в течение двух-трех недель (по 4 часа в день) или же более интенсивный 40-часовой недельный курс.
Плюсы. Дешевле любого другого метода обучения. Работа в группе стимулирует и помогает преодолевать комплексы. Обстановка малой группы обычно помогает учиться легко и с удовольствием.
Минусы. Групповому обучению может помешать различие в индивидуальных темпах усвоения материала. Преодоление этого зависит от педагогического таланта преподавателя.
3. Лингафонный курс
Это полная изоляция от внешнего мира с помощью наушников. Учитель обращается к вам с магнитофонной ленты, а вы должны повторять за ним и отвечать на вопросы. Исправление ошибок также возможно, если заниматься не дома, а в группе с преподавателем.
Назначение. Как для начинающих, так и для продолжающих изучение языка. Идеален для тех, кто собирается за границу надолго (навсегда).
Продолжительность. Занимаясь по часу в день в течение месяца, можно достичь хороших результатов. Если заниматься дольше, это становится скучным.
Плюсы. Можно заниматься, не мешая окружающим. В рамках курса легко использовать аудио- и видеоматериалы и прессу, что оживляет занятия.
Минусы. При больших дозах монотонность приводит к снижению эффективности. Средний учащийся не способен быть сосредоточенным более часа, у него притупляется восприятие.
4. Обучение под гипнозом
Материал усваивается во время искусственного гипнотического сна, то есть без осознанных усилий. Метод не вполне признан и оценивается критически большинством специалистов
Назначение. Рекомендуется начинающим, склонным к авантюрам.
Продолжительность. Зависит и от учителя, и от ученика (от нескольких часов до нескольких недель).
Плюсы. Возможность быстрого преодоления комплексов, мешающих выражать свои мысли на чужом языке. Добросовестные приверженцы метода указывают на необходимость некоторой подготовки по классическим методам и определенных умственных усилий.
Минусы. Одного гипноза недостаточно. Это не более чем вспомогательное средство. Как всякая "новая игрушка", воспринимается скептически большинством специалистов. Надежнее (и гораздо дешевле!) воспользоваться любым из классических методов.
5. Суггестопедия
Это - "игра в театр". Практикуется в группах по 8-14 человек, с преподавателем, имеющим подготовку психолога. Учащийся включает свое воображение, входя в образ, к примеру, своего любимого актера. Задача: обучение в процессе игры и избавление от "тормозов" в развитии устной речи.
Назначение. От нулевого до среднего уровня. Обучение разговорному языку.
Продолжительность. 30 часов в течение одной недели.
Плюсы. Оригинальный метод, позволяющий учиться с удовольствием, избавляясь от комплексов. При хорошей постановке это "сладкое лекарство" для изучающих язык.
Минусы. Имеется риск, связанный с принципом ролевой игры. Трудность состоит в принятии ее правил: ошибка ведет к серьезному срыву! От преподавателя требуется высокая квалификация психолога. Все это причины, по которым суггестопедия практикуется очень редко.
Лев АНАНЬЕВ,
преподаватель английского языка,
кандидат педагогических наук