Как писать рекомендательные письма?


В большинстве случаев рекомендательные письма, которые вы предоставляете работодателям при трудоустройстве, пишете вы сами, а руководитель их только читает и подписывает. Поэтому возникает вопрос, каким образом следует составлять такие письма.

Первый абзац рекомендательного письма. Начните с определения того, в каком качестве и в течение какого периода времени вы знаете человека, которому даете рекомендацию. Если он ваш сотрудник, укажите продолжительность его работы в вашей команде, выполняемые им обязанности и все значительные проекты, которые он разработал и осуществил. Можно добавить пару строк о работе вашей команды в целом. В заключительном предложении этого абзаца можно подвести итог вышесказанного или высказать Ваше мнение о рекомендуемом лице.

Второй абзац. В следующем абзаце дайте более подробную характеристику человека с точки зрения его профессиональных качеств. Опишите его умение справляться с определенными задачами, перечислите все его значительные достижения. Какие достоинства и недостатки рекомендуемого лица проявляются на работе? Какое впечатление производит этот человек при общении и взаимодействии с людьми? Какую роль играл в команде рекомендуемый человек? Был ли он неформальным лидером, сухим исполнителем или эффективным генератором идей?

Третий абзац. Для создания более четкой картины дайте характеристику человека с точки зрения личностных качеств и поведения. Проявил ли он себя как ответственный, вежливый, приветливый человек или же как несговорчивый, ленивый, язвительный? Наконец, укажите степень, до которой вы рекомендуете человека на искомую должность: безоговорочно, настоятельно, с некоторыми оговорками, не рекомендуете.

Прежде чем приступать к составлению письма, попросите человека рассказать обо всех своих проектах и разработках, так как вы, скорее всего, не располагаете достаточной информацией в отношении всего объема выполненной им работы. В заключение хотелось бы отметить, что если вы недостаточно хорошо знакомы с человеком, лучше отказаться от написания рекомендательного письма, чем пытаться составлять нечто невразумительное и беспристрастное. 

Вот примерная структура такого рекомендательного письма:

1. Заголовок (\\\" Рекомендательное письмо \\\").

2. Подтверждение факта работы в компании (\\\"Настоящим подтверждается, что г-н/г-жа Ф.И.О. работал(а) в компании с ... по ...\\\". Далее коротко о должности и обязанностях).

3. Краткая характеристика (чего добился(добилась), как себя зарекомендовал(а).

4. Причины ухода из компании.

5. Рекомендации (\\\"Считаем, что г-н/г-жа имярек может эффективно ...\\\").

6. Контактные координаты (\\\"При необходимости уточнить детали можно позвонить мне по телефону...\\\").

7. Должность, фамилия, имя, отчество того, кто подписывает рекомендательное письмо.

8. Печать (не обязательно, но в Украине не помешает для солидности).

Опытные рекрутеры и менеджеры по персоналу знают, что рекомендательное письмо в 90% случаев пишет сам кандидат. Поэтому к составлению такого письма нужно подойти не менее ответственно, чем к составлению резюме.

Понятия рекомендательное письмо и характеристика с места работы имеют стойкую тенденцию к объединению в один документ, поэтому можно рассматривать их, не делая различия.

1. Не существует единого стандарта написания рекомендательного письма. Нет ничего хуже стандартных заезженных фраз. Ваша организация должна проявить творческое начало и создать свой стиль.

2. Краткость не только сестра таланта, но и его единственная родственница. Максимум одна страница текста, набранного на компьютере. Не пишите от руки! Это один из документов, составляющих имидж вашей организации.

3. Как было показано выше, рекомендательное письмо состоит из трех частей: - вступление, описывающее как, почему, как долго вы знаете человека, которого рекомендуете - основная часть, повествующая какими умениями, знаниями, способностями обладает работник и, как и где он их проявил. Вставляйте конкретные факты – это запоминается более всех общих фраз. - заключение, в котором вы указываете, что вы рады рекомендовать данного работника для его последующих работодателей.

Зачастую те, кто пишут рекомендательные письма, грешат комплексом психоаналитика, чрезмерно увлекаясь повествованием, почему с их точки зрения этот человек добился того или иного, что он имеет и почему, как он будет дальше развиваться. Иногда пишут, что с «моей точки зрения он\\\\она выбрали правильный для себя путь» и прочее… Рекомендательное письмо – не записка парторга и не мнение приходского священника. Это четкое изложение фактов и их следствий.

Прекрасно если вам удастся привнести в это капельку жизни. Такое рекомендательное письмо запомнится и принесет его обладателю больше пользы. Ведь у всего оригинального малая конкуренция...

Юрий Елей